Метеоры и коренные американцы



Автор: Гари В. Кронк
В течение десятилетий астрономы собирали сведения, содержащиеся в письменных источниках Китая и Европы за последние 2500 лет. В них упоминаются затмения, планеты и кометы, эти данные помогли значительно уточнить наши знания о движении этих объектов в течение длительного времени, особенно для комет Галлея и Свифта-Туттля. В этих же источниках были найдены указания на несколько метеорных потоков, что позволило нам лучше понять особенности их эволюции.
К сожалению, мы не располагаем альтернативными источниками информации из других культур, сравнимыми по значимости с китайскими и европейскими источниками. Однако это не означает, что мы не хотим знать, что думали люди других культур об этих движущихся объектах в небе. Северная Америка является одним из самых богатых регионов мира в отношении верований, связанных с метеорами и кометами.
За последние 15-20 лет астроархеологи сделали немало открытий в области астрономических верований коренных американцев. К сожалению, их методы сохранения записей об астрономических событиях были не такими прямыми, как в Китае и Европе, поскольку никаких книг они не писали. Вместо этого использовалась живопись на скалах и стенах пещер, зарубки на дереве, вышивание, рисунки на шкурах и черепах животных, а также устные сказания, в большей части из которых не указывается определенных дат.
Одним из немногих событий, для которого в записях коренных американцев указывается дата, стал метеорный шторм Леонид 1833 г. Среди известных штормов он считается одним из самых сильных, поэтому он надолго запомнился народам Северной Америки.
Наиболее известные записи о шторме Леонид содержатся в различных источниках племени сиу, жившего на равнинах Северной Америки. Сохранились записи сиу, называемые "зимние счета", они представляют собой хронологический пиктографический отчет за каждый год, зарисованный на шкурах животных. В 1984 г. фон дель Шамберлен (Смитсоновский институт), указал, что 50 зимних счетов Сиу содержат сведения астрономического характера. 45 из них говорили об интенсивном метеорном потоке в 1833/1834 гг. Кроме того, ученый привел 19 зимних счетов, составленных другими равнинными индейскими племенами, 14 из них также указывали на шторм Леонид.
О Леонидах сообщали и индейцы Марикопы, которые использовали зарубки для ведения календаря. При этом они отмечали завершение года и указывали на наиболее выдающиеся события. В одном таком календаре говорилось, что его начали вести после того, как "упали звезды". Первая запись на календаре соответствовала 1833 г.
Устные сказания были очень важным методом сохранения информации для большинства коренных американцев. На некоторые из этих сказаний очевидным образом повлияли Леониды 1833 г. Индеец племени папаго по имени Куто, родившийся в 1847 или 1848 г. заявил, что за 14 лет до его рождения "звезды дождем падали с неба".
Менее явные указания на Леониды могут быть в журнале, который вел Александр М. Стивен, подробно описавший свой визит к индейцам Хопи и упомянувший разговор со Старым Джасджини 11 декабря 1892 г. Этот индеец сказал: "Сколько мне лет? Пятьдесят, а может сто лет. Я не могу сказать. Когда я был мальчиком вот такого роста (8-10 лет), в небе появилась большая комета и всю ночь наверху пролетало множество падающих звезд. Это было очень давно, может быть сто лет назад, может быть еще больше." В предполагаемое время жизни Старого Джасджини за один год в небе никогда происходило появления "большой кометы" и сильной вспышки метеорной активности, но, возможно, он говорит о двух раздельных событиях, например, об околосолнечной комете 1843 I и великом шторме Леонид. Оба этих события произошли в ранний период его жизни.
В племени Поуни сохранилась история о человеке, известном как Пахокатава, который, как указывается, был убит врагами и съеден животными, но затем боги вернули его к жизни. Ему сказали вернуться на Землю в виде метеора и сообщить людям, что множество падающих метеоров не означают наступления конца света. Когда в 1833 г. племя Поуни увидело "звезды, падающие на землю", люди начали паниковать, но вождь племени громко сказал: "Вспомните слова Пахокатавы", и страх у них прошел.
Хотя индейцы Поуни научились не бояться, многие другие коренные американцы испытывали страх перед метеорами. Почему возникли подобные верования, выяснить сейчас практически невозможно. Однако, мы можем привести наиболее яркие примеры такого рода:
- Племя Черные Ноги в Монтане верило, что метеор - это знак, что грядущей зимой племя ждет заболевание или что только что умер великий вождь.
- Племя Каваиису (Калифорния) верило, что метеор, начинающийся высоко в небе и падающий к горизонту, является принаком болезни и смерти.
- Племя Кахьюлла верило, что метеор - это дух их первого шамана Таквича, которого племя недолюбливало. Говорили, что Таквич ночью ходит по небу, ища людей, отбившихся от племени. Найдя кого-нибудь, он похищает его душу, а иногда и самого человека, приносит их к себе домой и съедает.
- Племя Шоуни верило, что метеоры - это существа, порождаемые яростью противников или какой-либо надвигающейся опасностью.
С другой стороны, существовали и верования, не вызывавшие страха в сердцах коренных американцев. Некоторые из них приводятся ниже:
- Племя Винту (северная Калифорния) полагало, что метеоры - это духи шаманов, идущие к загробной жизни.
- Племя Чумаш (Калифорния) называло метеоры словом "Алакивоноч", которое означало "падающая звезда". Они полагали, что метеоры - это души людей на пути к загробной жизни.
- Племя Льюсеньо (Калифорния) полагало, что метеоры - это просто звезды, переместившиеся на другое место.
- Племя Восточные Помо (север центральной Калифорнии) верило, что метеоры - это огни, падающие с небес.
Любопытно, что одно из наиболее распространенных верований говорило, что метеоры представляют собой звездные фекалии. Такие верования встречаются в рассказах эскимосов Нунамиут, племени Коасати в Луизиане (ранее оно располагалось в Теннесси) и многочисленных племен Калифорнии. Вариацией на эту тему являются верования племени Кулива (Байя Калифорния), которое полагало, что метеоры - это огненная моча созвездия Кссмии [определить, что это за созвездие, не удалось - ГВК].
Множество из упомянутых выше верований относятся и к кометам, при этом в подавляющем большинстве историй не дается четких указаний на то, что обсуждаемый объект действительно является метеором. По этой причине мы приводим еще одно очень интересное сказание, пришедшее к нам из района Великих Озер.
Племя Оджибва, жившее около верхних Великих Озер сохранило историю о Генондавайанунге (что означает Взбирающаяся на Небо Звезда с Длинным Хвостом). В 1980-е гг. Тор Конвей посещал племя Оджибва и беседовал с Фредом Пайном, шаманом Оджибва. В сказании о сотворении мира, рассказанной Пайном, говорится, что Генондавайанунге была звездой с длинным широким хвостом, которая однажды вернется и уничтожит мир. Он сказал: "Однажды она спустилась вниз, много тысяч лет назад. Подобно Солнцу. Она излучала свет и сжигающий жар из своего хвоста". Говорилось, что комета сожгла землю, так что ничего не осталось, кроме коренных американцев, которых заранее предупредил Шиманиту, Святой Дух. Они ушли в болото и спрятались в грязи, чтобы спастись от жара. Пайн продолжал: "Было настолько жарко, что все вокруг сварилось, даже камни. Гигантские животные были убиты. Сегодня в земле можно найти их кости. Говорилось, что комета спустилась на землю и вытянула свой хвост на многие-многие мили." Впоследствии все кометы и метеоры считались серьезными знаками, которые требовали толкования шаманами Оджибву.
Существуют и другие истории о большом огне, сошедшим с небес и уничтожившим все, кроме определенных племен коренных американцев. В одних случаях племена говорили, что они были предупреждены, а в другие - что они просто спаслись в ближайших реках и озерах.
Еще одной формой записей была наскальная живопись, то есть рисунки, выбитые в скалах. Такие рисунки имеются в большом количестве на западе Соединенных Штатов, однако их точная датировка представляется практически невозможной. Опять же, часто весьма трудно определить, является ли объект, тщательно запечатленный в скале, метеором или кометой.
Один часто обсуждаемый рисунок был сделан племенем Вентуренью из Чумаш в Берро Флэтс. Пара дисков с длинными хвостами была расположена на стене пещеры. Их толкование было дано Трависом Хадсоном и Эрнестом Андерхеем (1978 г.). Они сказали, что это изображения кометы, "наблюдавшейся в течение нескольких дней или недель". С другой стороны, Е.К. Крупп (1983 г.) указал, что "изображения создают впечатление динамичности, а это предполагает быстрое движение и изменение. Если они вообще относятся к небу, то, вероятно, связаны с метеорами, в частности, с их особенно ярким и запоминающимся типом - болидами.
Большая часть наскальных рисунков представляет собой круг с исходящей из него извивающейся линией. Многие археологи считают, что они изображают метеоры, кометы и даже змей.
Следующей формой сохранения записей является является гончарное искусство. Хотя здесь примеров не так много, в Полевом музее Чикаго хранится горшок Хопи (его инвентарный номер 66760), на котором запечатлена очень интересная сцена. Горшок принесли в музей в 1890 г., на нем были изображены горы, над которыми находились звезды и три объекта, падающие на землю. Хотя эта сцена наводит на мысль о метеорах, не совсем ясно, что именно изображено: сильная метеорная активность или отдельный яркий метеор, разваливающийся на части во время падения. По мнению Уильяма Грив-Муллена из Полевого музея, надписи на этом горшке показывают, что он был найден около Ораиби, Аризона и его возраст сравнительно невелик. Он рискнул предположить, что горшок был сделан где-то между 1850-ми и 1890-ми гг. Возможно, на горшке изображен шторм Леонид 1833 г., хотя довольно трудно представить, что индейцы Хопи все еще находились под его впечатлением спустя 2-5 десятилетий после события. С другой стороны, рисунок на горшке мог показывать один или два других шторма, наблюдавшихся в различных частях света в 1872 и 1884 гг., хотя ни в одном из зимних счетов, о которых говорилось ранее, эти шторма не упоминаются.
Некоторые коренные американцы осознавали, что метеоры могут достигать земли. В племени Меномини из района Великих Озер имеется следующая легенда:

Когда звезда падает с неба
Она оставляет огненный след
Она не умирает
Ее тень вовращается на прежнее место, чтобы вновь засиять
Индейцы иногда находят маленьские звезды
там, где они упали в траву

Эскимосы Нунамиут тоже находили метеориты, но полагали, что они падают из грозовых облаков.

Источники: Дорси, Джордж А., Мифология Поуни, Вашингтон, Институт Карнеги (1906), сс.61-62; Хупер, Люсиль, Индейцы Кахьюлла. Беркелей: Изд-во университета Калифорнии (1920), сс. 364-365; МакКлинток, Уолтер, Старые следы индейцев. Бостон: Компания "Хугтон Миффлин (1923), с. 239; Леб, Эдвин М., Обычаи Помо. Беркелей: Изд-во университета Калифорнии (1926), с. 229; Спир, Лесли, Племена Юман на реке Гила. Чикаго: Изд-во университета Чикаго (1933), сс. 138-139; Гейтон А.Х, Этнография Йокутсов и Западных Моно, Обычаи Помо. Беркелей: Изд-во университета Калифорнии (1948), сс. 162 и 229; Габсер, Николас Дж., Эскимосы Нунамиут: Охотники Карибу: Нью-Хейвен: изд-во Йельского университета (1965), с. 196; Стивен, Александр М., Журнал Хопи. Нью-Йорк: Изд-во AMS Inc. (1969), сс. 1016-1017; Хадсон, Тревис, и Андерхей, Эрнест, Кристаллы в небе: Интеллектуальная одиссея по астрономии, космологии и скальному искусству Чумаш. Нью-Мексико: Изд-во Баллена (1978), сс. 96-97; Крупп Е.К., В поисках древней астрономии. Нью-Йорк: Даблсдей и К°, Inc. (1978), с. 141; Говард, Джеймс Х., Шоуни!. Огайо: Изд-во университета Огайо (1981), сс. 178-179; Крупп Е.К, "Знаки в небе", древние рисунки на камне, под. ред Анне ван Тилбург. Лос-Анджелес: изд-во университета Калифорнии (1983), сс. 38-43; Шамберлен, фон дель, Астрономическое содержание индейских календарей на равнинах Северной Америки, Журнал по истории астрономии, 15 (1984), сс. S1-S54; Хадсон, Тревис, Первые астрономы Калифорнии. Археоастрономия и истоки науки, под ред. Е.К. Круппа, Колорадо: Изд-во Westview, Inc. (1984), сс. 39-41; Тренари, Карлос, "Универсальные метеорные метафоры и их проявление в мезоамериканской астрономии". Археоастрономия, 10, (1987-1988), сс. 99-116; Конвей, Тор, "Ложа мага: рассказы о небе от алгонкийских шаманов", под ред. Рея А. Уильямсона и Клер Р. Фаррер, Земля и небо. Альбукерк: Изд-во университета Нью-Мексико (1992), сс. 240-248; Грив-Муллинс, Уильям, личные контакты (31 августа 1993 г.).

По материалам сайта Гари В. Кронка "Кометы и метеорные потоки"